Google

15 сент. 2007 г.

Александр Дюма о Валааме

http://www.valaam.ru/ru/oldvalaam/chapter.php?id=309
"Тем временем мы довольно долго приближались и начали различать нечто вроде пролива, которым можно продвинуться вглубь острова. Тотчас на самой выдвинутой точке берега, которая по мере нашего приближения как бы подходила к нам, мы заметили маленькую церковь, всю в золоте и серебре, столь новенькую, что она казалось только что вынутой из бархатного футляра драгоценностью. Она возвышалась среди деревьев, на газоне, который вызвал бы зависть у газонов Брайтона и Гайд-парка. Эта церковь - истинное сокровище, как по искусству, так и по богатству - создание лучшего, на мой взгляд, архитектора России - Горностаева. Это было первое за время моего пребывания в России сооружение, которое меня совершенно удовлетворило. Мы вошли в пролив, который, будучи весьма узок у своего входа, где судно почти касается прибрежных деревьев, вдруг расширяется и становится заливом, усеянным островками, полными тени и свежести. Мы обогнули островки и слева, на горе, увидели обширный монастырь Валаам… Туда поднимаются по гигантской лестнице, столь же широкой, как лестница версальских оранжерей, но втрое более высокой. Столько народу поднималось и спускалось по ней, что мне представились наяву такие масштабы, какие Иакову виделись во сне".
"В противоположность южному климату, где ночь приходит сразу, где день это вспышка огня, которая стремительно охватывает горизонт, страны Севера показывают с приходом или угасанием дня целую гамму тонов совершенной живописности и неописуемой гармонии. Добавьте к этому на островах неизъяснимую поэзию, которая окутывает поверхность вод, как прекрасная вуаль невидимого газа, скрадывающая крикливые оттенки, и которая придает природе ту прелесть, какую воздух придает картине. Повсюду в других краях искал я эти мягкие нюансы, которые оставлены в моей памяти сумерками Финляндии, но я никогда их больше не встречал".

1 комментарий:

Анонимный комментирует...

А еще А. Дюма писал о Валааме и такое:

"Монастырь не представляет интереса ни с эстетической, ни с научной точек зрения. Нет ни картин, ни библиотеки, ни писаной или устной истории, — жизнь во всем своем прозаизме и монашеском убожестве."

http://kirjazh.spb.ru/biblio/djuma/djuma0.htm